Анонс

 Московский музей современного искусства в сотрудничестве с фондом культуры AUREA Cultura I Art представляют масштабную выставку «Антонио Гауди. Барселона». Проект призван проследить творческий путь Антонио Гауди (1852-1926), отмечая наиболее заметные достижения инженерной мысли архитектора, как при его жизни, так и его влияние на современную культуру в целом. Первая в России выставка пройдет в год 165-летия со дня рождения архитектора. экспозиция в ММОМА будет дополнена проектом современного каталанского художника Фредерика Амата, по праву считающимся продолжателем традиций Гауди в медиа искусстве.

 При знакомстве с художественным языком мастера многие задаются вопросом: «Гауди — гений или сумасшедший?» Будучи прилежным учеником, он решительно уклонялся от школярского понимания архитектуры; Гауди всегда отстаивал свои решения, особенно когда они казались заказчику вызывающе несуразными. Он никогда четко не следовал правилам и канонам того или иного стиля, помня о девизе французского архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка: «Учиться на старых образцах, но только критически!» Один из немногих архитекторов в ХХ веке он исследовал язык природы, изучал ее естественные формы, сами по себе которые Гауди считал истинным искусством. Вопрос о чистоте стиля не был для него основополагающим: природные линии и изгибы, невозможные конструкции и в то же время гармоничные сочетания — вот, что волновало «архитектурного безумца» двадцатого столетия.

 Выставка «Антонио Гауди. Барселона» соберет более 150 предметов из собраний государственных институций Испании и частных коллекций — от планов и чертежей студента Гауди до мебели из Дома Кальвета и декоративных плиток из парка Гуэля, созданных в поздний период творчества автора. Важной составляющей проекта стали 20 фотографий зданий Гауди авторства Адольфа Маса, сделанные им еще в 1910 году к первой выставке мастера в рамках Салона Национального общества изящных искусств в Париже. Документально-исследовательский характер экспозиции призван не только познакомить зрителя с известнейшими постройками Гауди, но и дать наиболее разностороннее представление о гении эпохи испанского модерна, рассказав о Гауди как о дизайнере и даже о религиозном мыслителе. Выставка в ММОМА состоит из пяти тематических разделов: путешествие по вселенной Гауди начнется с его биографии и редких видео материалов о жизни автора, последующие «остановки» посвящены его наиболее известным архитектурным экспериментам. Одной из реперных точек проекта стала история о строительстве Школы монахинь-терезианок — самой минималистичной постройке испанского зодчего. Этот пример несвойственной для Гауди простоты в решениях был связан не только со скромным бюджетом постройки, но и с требованиями заказчика, преподобного Энрика д’Оссо, следовать аскетичному духу ордена. О дружбе и совместной работе с главным патроном Гауди Эусеби Гуэлем повествует следующий раздел экспозиции: их встреча произошла в момент, когда Барселона постепенно становилась городом прогресса и была готова к реформаторским идеям тандема мецената и архитектора. Бытует мнение, что именно с библиотеки Гуэля началось знакомство Гауди со статьями Уильяма Морриса, Джона Рёскина, поэзией Данте Габриэля Россетти и поэтов-прерафаэлитов, которые и стали настоящим вдохновением для него.

Антони Гауди
Фрагмент керамичекой мозаики из Парка Гуэля
Известняк, песок, цемент
Ок. 1903
Фото: Гилем Фернандез-Уэрта

 Стоит отметить, что общественность выражала противоречивое мнение о каждом из творений Гауди: будь то дебютный Дом Висенс, Дом Кальвет или Дом Батльо. Например, на нестандартный по всем параметрам Дом Мила, где планы этажей категорически друг от друга отличаются, было создано множество карикатур, в которых это творение Гауди сравнивается с «каменоломней». Иначе публика отнеслась к Дому Батльо, признав его вершиной мастерства Гауди в проектировании частного жилья: в нем нет ни граней, ни углов, любая его поверхность изогнута. Вскоре после его строительства Сальвадор Дали похвалит зодчего за «мягкие двери из телячьей кожи», а чуть позже, в 1933 году, посвятит ему восторженный очерк для журнала «Минотавр».

 Выставка завершается красивым сопоставлением Крипты в Колонии Гуэля с собором Саграда Фамилиа. На рубеже XIX — XX веков в результате заказов религиозного характера творческая деятельность Гауди переросла в стадию философских размышлений, духовного бытия. Исследователи творчества Гауди считают, что Крипта стала предвестницей знаменитого Искупительного храма Святого Семейства. Разработка Крипты Гуэля совпала с началом строительства собора Святого Семейства, благодаря этому постройки связывают схожие архитектурные решения. Например, оба проекта включают в себя ряд башен: однако в случае Церкви они планировались приземленными и грузными, а башни Саграды Фамилии вышли стройными и устремленными к небу.

 

Подробнее на сайте музея.